Рамки – от простого к сложному

Ну, какой современный интерьер, может обойтись без картины или хорошей репродукции в изящной рамке! Даже на кухне вместо развешанных по стенам сковородок и мочалок лучше повесить один-два аппетитных натюрморта, а сковороды с мочалками убрать с глаз долой — они интерьера не украшают. Трогательные и замечательно талантливые рисунки ваших детей будут выглядеть законченными, произведениями искусства, если заключить их в яркие разноцветные рамки.

И разве это дело — держать фотографии родных и друзей засунутыми за окантовку зеркала или прикнопленными к обоям? Каждая из них достойна отдельной хорошей рамки. Да вот только где их взять — рамки нужного размера и формы? В магазинах если и бывает выбор, то очень небольшой. Да и цены...

Однако существует, по крайней мере, десяток способов, как самим изготовить в домашних условиях декоративные рамки. И для этого вовсе не обязательно иметь домашнюю столярную мастерскую и владеть приемами обработки дерева. Хотя и желательно.

Если у вас есть картон, декоративная бумага или ватман, ножницы и клей — этого уже достаточно, чтобы изготовить симпатичную и удобную рамку-паспарту. Сначала вырежьте рамку нужного размера из картона. Прямоугольную прорезь внутри сделайте немного меньше формата фотографии или рисунка, чтобы края его не оказались видны в" прорези. Ширину рамки выберите на свой вкус. Может быть, вам поможет в этом такое наблюдение: изображение, составленное из мелких деталей, лучше смотрится в узкой рамке, а яркое и лаконичное — в широкой. Причем верхнее и нижнее поля рамки лучше сделать немного разными. Такова особенность нашего зрительного восприятия: композиция выглядит более уравновешенной, когда нижнее поле шире верхнего.

Картон редко имеет красивую поверхность; поэтому лицевую сторону вырезанной рамки надо оклеить декоративной бумагой. Для этого годится цветная гладкая или бархатная бумага (например, из наборов для школьных уроков труда). Но больше подойдет тисненая декоративная бумага, а также мраморная бумага для переплетных работ. Хороша и самоклеящаяся бумага «Контакт», но она у нас пока редкость. Наиболее доступна обычная ватманская бумага для черчения — белоснежная рамка из нее выглядит изящно и аккуратно. Наконец, картон можно оклеить даже красивой тканью — например, блестящим атласом или тканью с люрексом. Для некоторых сюжетов уместны рамки, отделанные однотонным сатином и даже ситчиком с мелким рисунком.

На декоративную бумагу или ткань наложите свою картонную рамку и вырежьте прямоугольник с припусками со всех сторон. Срежьте углы, как показано на рис. 1. Смазав клеем лицевую сторону картона, наклейте на нее бумагу (или ткань). Для бумаги лучше всего использовать резиновый клеи, ПВА или клейстер, а для ткани — БФ-6 или клейстер. Верхний припуск отогните на обратную сторону и приклейте. Прежде чем сделать то же самое с остальными припусками, разрежьте отделочную бумагу в отверстии рамки "по диагонали,- загните получившиеся уголки наизнанку и тоже приклейте. Из плотной бумаги или тонкого картона вырежьте подложку такой же ширины, как рамка, но немного короче. На верхнем краю в середине сделайте полукруглую выемку, а немного ниже — четыре отверстия для подвески. Проденьте сквозь них суровую нитку.

Теперь, наконец, можно отогнуть и приклеить поверх подложки остальные три припуска — и рамка практически готова. Фотография или рисунок легко вставляется в щель между рамкой и подложкой. А полукруглый вырез служит для того, чтобы в случае надобности можно было легко извлечь старое изображение и вставить новое.

Рамки-паспарту обычно используются без стекла, но при желании можно вложить туда кусок целлулоидной или лавсановой пленки. Это придаст изображению нарядный блеск и защитит его от пыли.

Чтобы рамка могла стоять на столе, сделайте ей подставку из картона и приклейте к подложке отогнутой верхней частью (на рисунке она заштрихована).

Таким способом можно сделать круглую или овальную рамку. Она будет наиболее уместна для фотопортрета или небольшого зеркала. Самое трудное здесь — оформить ровный край внутреннего овального выреза. Бумагу для этого придется надрезать вдоль краев небольшими зубчиками и подклеивать их по отдельности. Что до отделки тканью, то с нею в этом случае легче благодаря ее способности припосаживаться. Такая рамка может быть даже объемной, если подложить под ткань поролон (рис. 2).

Красивые объемные рамки можно изготовить и из бумаги, но принцип здесь совсем другой. Такие рамки выглядят, как будто они изготовлены из широкого деревянного багета. Но, несмотря на кажущуюся массивность, они почти невесомы. Объемные бумажные рамки хороши для фотографий, акварелей, любимых репродукций.

Эта работа посложнее. Для нее нужны: лист ватманской бумаги, металлическая линейка с делениями, мягкий простой карандаш, ластик, неострый столовый нож, клей ПВА или резиновый и немного пространственного воображения.

Вам предстоит согнуть и вырезать лист бумаги так, чтобы получить объемную конструкцию. Построение основано на законах геометрии. Но чтобы объяснение было доступнее и короче, разберем этот способ на конкретном примере (рис. 3). Построим багет с таким профилем: прилегающая к рисунку окантовка — шириной 1 см, скошенная поверхность багета — 4 см, плоская фаска рамки — 1 см и наружная сторона рамки — 3 см. В то же время размер рамки может изменяться в широких пределах. Ограничением является только недостаточная жесткость бумаги; при слишком больших - размерах рамка может плохо держать форму.

Итак, вычертите на ватмане прямоугольник по размеру изображения. Отступя от его краев по 1 см, оформите внутреннюю рамку багета. Отложив наружу еще по 4 см, а затем по .1 и по 3 см, вы получите все необходимые линии сгиба. На рис. 4 они показаны сплошными линиями. Прибавьте с каждого края еще по 3 см на заднюю кромку рамки.

Теперь надо построить линии разреза (они показаны пунктиром). Во-первых, сделайте два диагональных разреза внутри рамки. Отогнув четыре образовавшихся треугольника на обратную сторону, вы получите ровный и жесткий внутренний край рамки.

Самое сложное — найти линию сопряжения скошенных плоскостей багета. Сначала проделаем несложные математические действия по теореме Пифагора. Обратимся к квадрату АВСД. От точки В на отрезке ВС и от точки Д на отрезке ДС отложим по 2 см. Полученные точки соединим между собой и с точкой А. По одной из полученных линий проходит линия сгиба, а по двум другим — линии разреза. На рис. 4 они показаны и видно, как они проходят дальше.* Точно так же строятся линии разреза в остальных трех углах. Здесь может соблюдаться центральная симметрия либо осевая — как вам удобнее. Обработаем линии сгиба. Вот где пригодится, казалось бы, бесполезный тупой столовый нож. Ведя им по линейке, продавим его тупым лезвием все отмеченные линии сгиба. Благодаря этому ватман согнется в нужных местах легко и ровно. Но прежде надо стереть карандашную разметку. В дальнейшем, уяснив принцип разметки, вы сможете наносить ее сразу ножом, без карандаша.

Иногда для оформления сгибов применяют костяной нож, раньше они были распространены для разрезания бумаг. Опытные умельцы, наоборот, используют очень острый нож. Им лишь слегка надрезают верхний слой бумаги, и она сгибается, чуть ли не сама. Но для такой работы, нужен навык, иначе можно нечаянно прорезать бумагу — и вся работа насмарку.

Наконец осталось лишь склеить рамку. Клапаны, которые надо смазать клеем, на рис. 4 заштрихованы.

Готовую рамку при желании можно окрасить. Но она хороша и неокрашенная — напоминает деревянный багет, покрытый белой эмалевой краской. У вершины отогнутого кверху треугольника сделайте аккуратные отверстия для подвески. Осталось приклеить с внутренней стороны рамки изображение. К сожалению, в рамке этой конструкции менять изображения сложно. Поэтому лучше приклеивайте его резиновым клеем. Когда вы захотите заменить картинку, она легко отделится, а клей счистится и не оставит следа.

Нарисуйте и другие профили багетов на свой вкус, отложив на них реальные размеры. Проделав простые вычисления по примеру здесь приведенных, попробуйте построить конструкции разных бумажных багетов.

Теперь допустим, что у вас есть не только бумага и клей, но и подходящее нетолстое стекло нужного размера. Тогда можно сделать красивую окантовку картины или фото. По размеру стекла вырезают прямоугольник из плотного картона и наклеивают на него оригинал. Лучше всего подходит для этого резиновый клей. Если нужно, вырезают из плотной бумаги накладную рамку паспарту (рис. 5, а). Ее накладывают сверху, на нее — стекло. Из плотной цветной бумаги или однотонной ткани (типа коленкора) надо приготовить полоски по длине сторон прямоугольника из картона. Ширина 20— 30 мм (примерно втрое больше, чем требуемая ширина декоративного канта). Согнув эти полосы вдоль, срезают уголки, чтобы концы кантов не образовали двойной толщины на стыках. Густо смазав клеем, начинают накладывать их на края со стороны стекла и перегибают на тыльную сторону. Сушат под прессом. Все это несложно. Самое сложное здесь — крепление кольца или шнура для подвески готовой рамки. Обычно советуют сзади на картоне прикрепить металлическое или пластмассовое колечко с помощью отрезка тесьмы и наклеенного сверху кусочка плотной бумаги (рис. 5,б). Но во-первых, очень трудно приклеить колечко точно по центру тяжести, и картина то и дело будет перекашиваться. А во-вторых, это крепление ненадежно и может не выдержать тяжести стекла.

Попробуйте более надежный способ подвески. Из полосок тонкой жести согните три крючка (годится жесть от консервной банки). Окантованную картину зажмите крючками в трех местах и проденьте сквозь них шнур или толстую рыболовную леску. Как это делается, ясно из рис. 5,в.

Более элегантная, а главное, универсальная конструкция показана на следующем рисунке. Для нее понадобятся четыре уголка; вырезанные и согнутые из тонкой жести (рис. 6). Готовые уголки можно покрасить белой эмалью или черным лаком. Еще понадобятся два куска резиновой тесьмы, два металлических или пластмассовых кольца (на какие вешают занавески), короткий кусок шнура или лески и четыре зажима из полосок жести. Ими вы зажмете подогнутые концы резиновой тесьмы, когда проденете ее в прорези уголков. Чтобы зажимы лучше держали, в нескольких местах надавите на них тупым гвоздем. Но прежде не забудьте надеть на отрезки тесьмы кольца, как показано на рис. 8.

У этой конструкции много преимуществ. Во-первых, она «безразмерная». Благодаря эластичной тесьме уголки можно надевать на картины разных размеров в довольно большом диапазоне. Во-вторых, сюда можно вставлять и неокантованные картины. Достаточно сложить в пачку вырезанные по размеру картон, рисунок, белую рамку-паспарту (если нужно) и стекло. Уголки надежно удержат эту пачку, если будут соответствовать ее толщине. А это значит, что изображение всегда легко заменить. Достаточно разобрать пачку и подложить новый рисунок.

Небольшие фотографии или рисунки можно красиво окантовать толстой металлической фольгой или листовой медью для чеканки. Из этого материала полностью вырезается рамка вместе с боковыми кромками, и клапанами (рис. 7). Ширина боковых кромок соответствует толщине пачки, составленной из оригинала, гофрированного картона и плотного наружного картона. Толстый гофрированный картон, из какого делают упаковочные коробки будет немного пружинить, и прижимать к наружной рамке рисунок. Стекло здесь не обязательно. Лицевую сторону рамки можно прежде отделать чеканкой. По линиям сгиба (они показаны пунктиром) прочертите шилом и отогните боковые кромки назад перпендикулярно лицевой стороне рамки. Вставьте туда подготовленную пачку и. прижмите ее полукруглыми клапанами. Но прежде сквозь отверстия в средних клапанах проденьте леску или суровую нитку для подвески.


И, наконец, основной, но не самый простой способ изготовления рамок — из специального багета или деревянных профилированных планок. Декоративны багет иногда продается в художественных салонах. Проще приобрести профилированные рейки. Обратите внимание, чтобы на них обязательно был выступ, который бы удерживал стекло. Для картин без остекления можно обойтись и обычными рейками прямоугольного сечения. Прежде всего, надо отмерить нужные отрезки и отпилить их под углом 45° для соединения «на ус», как называют его столяры. Школьного транспортира для обеспечения необходимой точности здесь недостаточно. Важно ведь, чтобы плоскость разреза была строго перпендикулярна к плоскости рамки. Иначе срезы не удастся точно подогнать, и рамка получится покоробленной.

Простейший выход из положения — зажать две рейки одну над другой, под прямым углом и распиливать их одновременно (рис. 8,а). В столярных мастерских для получения точного среза под углом 45 ° пользуются распиловочным ящиком, или стуслом (рис. 8, б). В этом случае работа намного облегчается. Обрезанные «на ус» рейки тщательно шлифуют наждачной бумагой, особенно наружные стороны будущей рамки.

Соединить детали под углом можно на клею, если это легкая рамка. На время высыхания клея надо стянуть конструкцию двумя витками прочного шпагата, подложив металлические угольники. Натяжение шпагата усилит скручивание его короткой палочкой. Рамку побольше лучше сколотить маленькими гвоздиками. А массивную раму укрепить еще и деревянными угловыми вставками или металлическими уголками (рис. 9). Осталось окрасить лицевую сторону или покрыть ее лаком. Эту работу облегчит тонкая деревянная планка, на время прибитая с обратной стороны (рис. 10). Тогда вы; не испачкаете рук и не оставите на окрашенной поверхности следов пальцев. Когда рамка высохнет, планку удаляют.

Но это еще полдела. Надо вырезать стекло точно по размерам. Если нужно оставить белые поля вокруг картины, то вырезают еще одну рамку-паспарту из тонкого белого картона. Поверх стекла и паспарту накладывают картину или фото лицом вниз, а сверху — толстый гофрированный картон. И завершает эту стопку лист плотного толстого картона или оргалита (рис. 11). Все это вкладывается в готовую деревянную рамку и закрепляется гвоздиками без шляпок,- Причем не стоит забивать их молотком, так можно нечаянно разбить стекло, а лучше вдавить в древесину с помощью специальных захватных или водопроводных клещей (рис. 12). Чтобы не оставить вмятин на рамке, подложите под клещи деревянную рейку.

Шнур для подвески лучше закреплять не на тыльной стороне наружного картона или оргалита, а на самой рамке. Так надежнее.

Осталось поговорить о том, на что можно повесить картину в изготовленной вами раме. На гвоздь? Но в стену современного здания не так-то просто его вбить. Долбить бетон и устанавливать деревянные пробки — тяжелая работа. И вы уже никогда не сможете перевесить картину с этого места на другое, если захотите. Опять выручит ненужная консервная банка. Нарежьте из жести небольшие прямоугольники размером примерно 5X4 см или побольше. Сделайте на них надрезы и отогните узкие полоски, которые и послужат крючками для подвески. Наклейте их на стену, предварительно очистив участок от обоев и прогрунтовав его клеем ПВА, «Суперцемент» или другим синтетическим клеем. Умельцы, которые пользуются этим способом, говорят, что наклеенный крючок выдерживает груз порядка килограмма и даже больше, Для легких картинок и фото предлагаем очень доступный способ: в месте подвески на обоях делается небольшой крестообразный надрез, уголки отгибаются, и под них вклеивается обыкновенная канцелярская кнопка острием наружу. Отогнутые обои приклеиваются на место, и на торчащее из-под них незаметное постороннему глазу острие вешаются легкие рамки. А вот новейший способ подвески с использованием современных материалов. Кусочки липкой ленты «Велкро», которая сейчас применяется в качестве удобных застежек для одежды и обуви, приклеивают на стены, а соответствующие им квадратики — на обороте картин. Разместить таким способом целую экспозицию и сменить ее — дело нескольких минут, а держит «Велкро» вполне надежно.

В панельных зданиях для подвески сразу нескольких картин имеет смысл укрепить наверху на двух-трех пробках горизонтальную деревянную рейку, а к ней подвешивать картины на длинных толстых лесках. Можно делать это даже в два или три яруса. А иногда удается вбить гвозди просто встык между панелями стены и потолка, и картины неплохо держатся на прикрепленных к ним лесках. Особенно если между панелью потолка и стены при строительстве был проложен деревянный брусок. Может быть, вы живете как раз в таком доме. Тогда уже вовсе нет проблем.

По мотивам журнала “Сделай сам”
оригинал статьи -
http://www.linktech.ru/presssheets28561.html

ps. Если вышесказанное покажется сложным, или Вы останетесь недовольны результатом работы - Добро пожаловать в нашу «Багетную мастерскую на Васильковской 27, корп 1.» Мы подберем наилучший вариант для оформления картины, фотографии, вышивки и т.д. И главное, сделаем все за Вас.

G Analytics
сайт создан компанией создание web сайта